Все статьи » Европа » Франция

Ника Самофракийска в Париже

     Обзорная экскурсия в Лувр, знакомящая с главными шедеврами музея предполагает осмотр одной из трех из Дам Лувра – Ники Самофракийской ( две другие это Джоконда и Венера Милосская). Выполненная примерно за два века до рождества христова, Ника Самофракийская – одна из самых известных в мире греческих статуй. Сведения об истории статуи искусствоведы Лувра собирали долго, крупинка за крупинкой.

     Статуя была создана в честь богини победы Ники и победы в морской битве. Она стояла на отвесной скале над морем, её пьедестал изображал нос боевого корабля. Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед. Сквозь тонкий прозрачный хитон просвечивается прекрасная фигура, которая поражает зрителя великолепной пластикой упругого и сильного тела. Уверенный шаг богини и гордый взмах орлиных крыльев рождают чувство радостной и торжествующей победы.

     В 1884 её перевезли в Париж г. поставили на самом верху лестницы Дарю в Лувре, а в музее Само-фракии, который располагается на том месте, где была найдена статуя, в Святилище Великих богов, стоит её гипсовая копия.
Статуя Ники — один из величайших шедевров эллинистического искусства, сохранившихся до нашего времени, даже несмотря на то, что она была сильно повреждена и у неё не хватает головы и рук. Имя скульптора неизвестно датируется она 220—190 гг. до н. э. Шампуазо в первой публикации, посвященной этой статуе, высказывал предположение, что она была сделана по приказу македонского полководца Деметрия I Полиоркета после морской победы, одержанной им у побережья Кипра между 295 и 289 гг. до н. э., этой версии придерживается и Археологический музей Самофракии. На основании анализа керамического материала, собранного во время недавних раскопок, было установлено, что пьедестал был воздвигнут ок. 200 г. до н. э., хотя некоторые ученые все же относят его ко времени между 250 г. до н. э. и 180 г. н. э. Необходимо отметить определённое сходство между статуей Ники и фигурами с Пергамского алтаря (он был создан ок. 170 г. до н. э.).

     Частично сохранившаяся надпись у основания статуи содержит слово «Rhodhios» (Родос), указывающее на то, что она была воздвигнута, чтобы увековечить морскую победу, одержанную Родосом, который в то время являлся самой могущественной морской державой в Эгеиде. Таким образом, мы приходим к выводу, что статуя Ники была создана не позднее 288 г. до н. э.

     По данным новейших археологических исследований установлено, что статуя находилась в нише амфитеатра и являлась частью алтаря, стояла же она на монументе корабля Деметрия I Полиоркета.

     Статуя расположена на ростральном пьедестале, сделанном из куска серо¬го лартосского мрамора, фигура богини выполнена так, что создается впечатление, будто бы она спускается с небес к победоносному флоту. Сделана она была из паросского мрамора и стояла в Святилище Великих богов. Изначально правая рука Ники была поднята вверх, Ника держала то ли горн (такие изображения можно увидеть на монетах), то ли венок.
Нику не сразу поставили на этот пьедестал. Последний был воссоздан Шампуазо в 1879 г. на Само-фракии из обломков мрамора и только потом был перевезён в Париж.

     Правое крыло — симметричная гипсовая копия оригинального левого крыла. Было обнаружено множество различных фрагментов этой статуи, в частности в 1950 г. на Самофракии была найдена кисть одной из рук Ники, сейчас она находится в Лувре в стеклянной витрине сразу за подиумом, на котором стоит сама статуя. Но другие части рук и голову обнаружить не удалось.

     Статуя демонстрирует собой гармонию и совершенство формы, уже много лет она восхищает критиков и художников — особенно впечатляет естественность движений фигуры, и если взглянуть на её одежду, создается такое впечатление, что она действительно развивается и на море дует сильный ветер. Вскоре Ника стала культурной иконой, к её образу неоднократно обращались художники. Например, «Дева» Эбботта Хендерсона Тайера (Abbott Handerson Thayer) — довольно известная аллюзия на статую Ники. Когда Филиппо Томмазо Маринетти (Filippo Tommaso Marinetti) в 1908 г. опубликовал «Манифест футуризма», он противопоставлял в нём свое представление о движении и, как он полагал, умерший художественный образ Ники: «…ревущая машина, мотор которой работает как на крупной картечи, — она прекраснее, чем статуя Ники Самофракийской».

     Ника Самофракийская — один из самых ценных экспонатов Лувра, сейчас она находится на повороте лестницы Дарю, где особенно ярко проявляется вдохновенность движений статуи. Хотя, к сожалению, у неё отсутствует ряд важных фрагментов, руки, голова, многие считают, что это только подчеркивает сверхъестественность статуи Ники. Различные варианты реконструкции статуи навели ученых на мысль о том, что Ника должна была быть повернута на три четверти влево.
В музеях и галереях мира можно встретить множетво копий статуи Ники; одна из самых известных находится перед казино «Цезарь Палас» в Лас-Вегасе. «Дух экстаза» — фигурка на радиаторе «Роллс-Ройсов» — также сделана по образу Ники. В форме Ники был сделан и первый кубок мира, разыгранный Международной футбольной ассоциацией FIFA в 1930 г., проект которого был предложен Абелем Ляфлёром (Abel Lafleur).
Нику Самофракийскую очень любил архитектор Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright), который ставил её репродукции на крышах построенных им зданий, в числе которых Ward Willits House, Darwin D. Martin House и Storer House.

     Крылатая Ника как будто только что опустилась на нос корабля и еще полна порывистого движения. Особенно ощущается оно при взгляде на статую справа. Легкая ткань приподнимается на высокой груди, чуть ниже почти вплотную облегает тело, подчеркивая его стройность и упругость. Вокруг бедер складки хитона начинают круглиться, набегать друг на друга и, наконец, неистово устремляются вдоль отставленной назад ноги. Им вторят крылья, развевающийся плащ. Еще мгновение, и Ника вновь полетит - такое же чувство испытываешь, когда музыка постепенно начинает нарастать и замирает на очень высокой ноте. Когда стоишь прямо перед Никой, впечатление меняется. В статуе больше покоя, уравновешенности, но динамика не исчезает - свежий ветер отбрасывает назад непокорные складки одежды, колышет их. Ника готова в любую минуту взмахнуть могучими крыльями... Несмотря на отсутствие рук и головы, выразительность форм человеческого тела такова, что сразу же проникаешься их пластической красотой, удивительным сочетанием силы и изящества, забываешь об отсутствующих частях…» 



Категория: Франция | (15.06.2016) Просмотров: 548 | Рейтинг: 5.0/1

Читайте также:

Карлштейн


Давос


Востребованные профессии в Германии


Карта Арбон (нем. Arbon)


Особенности испанского делового этикета


Церемония смены караула в Англии


Как путешествовать без знания иностранного языка


Сколько брать денег в Париж, чтобы чувствовать себя уверенно



Рекомендуют читатели: Cамые большие страны по территории в мире
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Код *:

Хостинг от uCoz