Все статьи » Европа » Франция

Венера Милосская в Париже

     "Венера Милосская" (Афродита с острова Милос) — древнегреческая скульптура,  выставленная в Лувре, - эталон женской красоты – не имеет, к сожалению, обеих рук. Это великолепное произведение искусств, высеченное из белого мрамора, было найдено на южном греческом острове Милос в 1820 году, отсюда и название – Милосская.  В настоящее время хранится в специально подготовленной для неё галерее на первом этаже Лувра в Париже.

     Венера высока, стройна, ее черты лица – воплощение нежности и душевной теплоты. Мягкая волна светлых волос венцом покрывает ее прекрасную голову, освещая все вокруг золотистым сиянием. Она олицетворяет красоту и вечную юность. Когда она, излучая свое великолепие, идет по земле, солнце начинает светить ярче, ручьи журчат громче, а цветы благоухают сильнее.  Птицы вьются вокруг нее, весело исполняя свои веселые трели. Пантеры, львы, медведи, барсы в ее присутствии становятся кроткими, желая, чтобы она их приласкала. Афродита уверенно идет, блистая своей ослепительной красотой, а дикие звери послушно расступаются, пропуская ее. Хариты и оры, ее постоянные спутницы, выбирают для богини самые роскошные наряды, заботливо причесывают ее золотистые волосы, надевают на голову сверкающую диадему.

     В ней действительно восхищает все. По одной легенде, в руках она держала яблоко, по другой – щит, по третьей – стыдливо придерживала упавшие одежды. Кто автор скульптуры – точно не установлено. Милос (Мелос) – маленький скалистый островок в Эгейском море. Его покровительницей издавна считалась Афродита, которую римляне называли Венерой. Атрибутом богини считалось яблоко (символ острова), а ее месяцем был апрель. Поэтому то, что именно на Милосе была обнаружена чудесная статуя этой богини и что произошло это как раз в начале апреля, глубоко символично. В 1820 году крестьянин Иргос вместе со своим сыном обрабатывал свое поле. Рядом находились руины древнего театра. Но Иргос редко обращал на них внимание: хозяйственные заботы занимали все его время. Распахивая участок, крестьянин наткнулся на остатки стены и вытесанные из камня плиты. Обработанный камень ценился на острове (его использовали как строительный материал), поэтому Иргос решил выкопать свою находку и принялся расширять яму. Через некоторое время ему удалось откопать широкую каменную нишу, в которой глазам потрясенного крестьянина предстала статуя Афродиты, а рядом с ней лежали две статуэтки-гермы и несколько обломков мрамора.

     Иргос знал, что иностранцы интересуются древними находками и что за статую можно получить крупное вознаграждение. Поэтому он отправился к французскому консулу Бресту и предложил ему осмотреть скульптуру. Тот был не силен в искусствоведении, но прекрасно знал о том, что французское правительство заинтересовано в пополнении коллекции Лувра. Поэтому Брест обратился к командирам стоящих в гавани французских кораблей с просьбой прислать офицера, разбирающегося в искусстве. Мнения господ офицеров разделились. Одни полагали, что в статуе нет ничего особенного, другие доказывали, что она уникальна. Брест запросил разрешение на покупку у вышестоящей инстанции, а тем временем в гавань прибыло французское гидрографическое судно «Ла Шеврет». Мичман Дюмон-Дюрвилль (будующий адмирал, исследователь Антарктиды) сразу же понял, насколько ценна находка. Благодаря его отчету французское правительство распорядилось выделить деньги для покупки статуи. Но к тому времени о Венере узнал Ойкономос Верги – приближенный Мурзуки, в то время фактически управлявшего всеми греческими островами. Верги потребовал у жителей Милоса продать статую Турции. Когда корабль «Л'Эстафетт» прибыл в Милос, статую уже грузили на турецкую фелюгу. Французы бросились в погоню. Им удалось отбить у турок верхнюю половину статуи, а позже – выкупить и нижнюю часть. Статуя (точнее, ее фрагменты, которые позже подверглись реставрации) была доставлена во Францию и преподнесена в дар королю Людовику XIII. Принимавшие участие в приобретении шедевра древности Вуатье и Дюмон-Дюрвилль были не только награждены, но и стали настоящими героями в глазах французской художественной богемы.

     Король некоторое время пытался скрыть существование статуи (ведь Турция считала ее захват прямым пиратством), но слухи о прекрасном античном творении разошлись по всему миру, и Венера была помещена в Лувр. Первое знакомство с шедевром состоялось 7 мая 1821 года. Посмотреть на Венеру Милосскую приехали послы из Англии, Голландии. Турции.
Присутствовал на церемонии и греческий посол. Но в то время закона об охране ценностей в Греции еще не существовало (он появился в 1834 г.), поэтому греческие сокровища вывозились без всякого разрешения, а страна, в которой были созданы шедевры мирового искусства, не могла даже заявить протест.

     Описывая скульптуру, Дюрвилль упоминал о том, что богиня «… в левой поднятой руке держала яблоко, а правой придерживала красиво драпированный пояс, небрежно ниспадавший от бедер до ног». Сын консула Бреста, впрочем, упоминает только об одной руке – левой. Во всяком случае, Жан Экар в книге, вышедшей в 1873 году, приводит множество показаний очевидцев «приключений» скульптуры. Доводы Экара казались выверенными и правдоподобными… до проведения серьезных исследований. Оказалось, что Экар привел только ту выдержку из отчета Дюрвилля, которая укладывалась в его версию. И «забыл» о приписке, текст которой не оставляет сомнения в том, что статуя лишилась рук значительно раньше, чем разгорелась памятная стычка между турками и французами: «Обе руки у нее были, к сожалению, сломаны». Окончательный вердикт вынесли эксперты: судя по патине (слою окислов) на обломках рук, а также качеству мрамора, руки были отбиты задолго до обнаружения статуи.

     Статуя Афродиты хранит молчание. Все, что мы знаем о ней, – она прекрасна. Остальное – цепочка домыслов.Впрочем, при одном лишь взгляде на статую все вопросы и сомнения кажутся мелкими и неважными. Вдали от родной земли, через две тысячи лет после того, как скульптор взял в руки резец, она остается живым символом прекрасного. 

     Венера дарила миру любовь, пронизывающую всех и все вокруг, перед которой пали не только смертные, но и боги. 
По словам немецкого искусствоведа Г.Мюллера, Венера является самой красивой из богинь. Она воплощает чарующую пленительность и вечную юность. В ее прекрасных глазах – непередаваемое блаженство, она с помощью своего волшебного пояса повелевает чарами любви. 

     Сейчас этому Проявлению Вечной Женственности и Красоты отведен зал в галерее Сюлли. Пропорции Венеры несколько отличаются от современных стандартов: ее рост 164 см, объемы 86 — 69 — 93, но идеальность и безупречность ее линий никогда не подвергалась сомнениям.

     За те десятилетия, что прошли после обнаружения статуи, первоначальный облик Венеры пытались восстановить неоднократно, существовала даже версия, что якобы изначально у богини были крылья. Однако античная красавица хранит свои тайны, и, видимо, уже никогда их не откроет.



Категория: Франция | (15.06.2016) Просмотров: 537 | Рейтинг: 5.0/1

Читайте также:

Курорты Европы терпят убытки


Работы Микеланджело в Италии


Фестивали и Фиесты Испании


Институт Арабского мира в Париже


Самые необычные праздники и традиции Испании


Эдинбургский замок


Версальский дворец (Château de Versailles)


Высшее образование в Европе: традиции и инновации.



Рекомендуют читатели: Cамые большие страны по территории в мире
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Код *:

Хостинг от uCoz