Все статьи » Европа » Германия

Музейный остров в Берлине

     Музейный остров (нем. Museumsinsel) — название, которое получила северная оконечность острова Шпрееинзель на реке Шпрее в Берлине, где расположено целое созвездие знаменитых берлинских музеев. Музейный остров является центром притяжения для туристов и ценителей искусства со всего мира. С 1999 года уникальный архитектурный и культурный ансамбль включён во Всемирное наследие ЮНЕСКО.

     История
    В далеком Средневековье северная оконечность острова Шпрееинзель представляла собой болотистый луг. Сюда выходили поохотиться бранденбургские курфюрсты, которые вряд ли могли предположить, что через несколько веков их любимые угодья превратятся в красивейший оазис самых известных музеев Берлина под общим названием Музейный остров (Museumsinsel). 

     Если бы левый рукав реки Шпрее в свое время, в XVII веке, не оснастили системой каналов, Музейного острова могло бы и не быть. Дело в том, что вследствие этого возник канал Купферграбен. Он-то и дал возможность осушить северную оконечность острова Шпрееинзель. Между каналом и рекой образовался Кёльнский островок, на котором во второй половине XVII столетия был разбит парк Люстгартен. И вот в конце уже XVIII века (1797 год) прусский король Фридрих Вильгельм II принимает решение поддержать инициативу создания музея, в котором бы размещались произведения искусства античного периода и Нового времени. С таким предложением выступил профессор искусствоведения Алоис Хирт.

     Однако инициатива начала воплощаться в жизнь при следующем монархе, Фридрихе Вильгельме III. Согласно его указу, музейное собрание произведений искусства должно быть тщательно отобранным. Решение короля одобрило и образованное бюргерство, все громче призывавшее власти страны создавать музеи как публичные собрания произведений искусства. Теперь оставалось масштабно перестроить северную часть Шпрееинзеля. Без этого проект здания музея, представленный в 1822 году Карлом Фридрихом Шинкелем, так и остался бы на бумаге. Помимо возведения нового здания проект предусматривал выравнивание канала Купферграбен и строительство нескольких мостов. Была образована специальная комиссия по возведению музея, которой руководил известный немецкий философ, государственный деятель и дипломат Вильгельм фон Гумбольдт.

     Часть Шпрееинзеля, где расположились сокровищницы искусства, не сразу стали называть «Музейным островом». Это название распространилось в XIX века. Оно появилось не случайно, и призвано было воплотить в себе желание Прусского королевства именоваться культурным центром всей Европы, деля это почетное звание с Парижем и Лондоном. Музейный остров действительно стал центром искусства и науки. По крайней мере, столицы Пруссии, а затем и Германии. А еще Берлин удостоился прозвища «Афины на Шпрее». Подобные титулы, к слову, присваивались в те годы многим университетским городам на реках. Немецкий город Дрезден, к примеру, именовался Флоренцией на Эльбе.

     Поскольку представленные здесь коллекции искусства постоянно росли, появились планы по дальнейшей застройке и обустройству Музейного острова. Например, немецкий архитектор Альфред Мессель, прославившийся проектированием вилл для крупной буржуазии, рассчитывал пристроить к зданию Пергамского музея с южной стороны дополнительный корпус. Он очень хотел разместить в своем детище Египетскую коллекцию. Однако ни этот, ни другие проекты остались неосуществленными. Поскольку возникло немало непреодолимых сложностей технического и финансового характера.
Не посчастливилось и властям нацистской Германии, планировавшим переустроить не только Музейный остров, а весь Берлин. Согласно планам, разработанным личным архитектором Гитлера и рейхсминистром вооружений и боеприпасов Альбертом Шпеером, на Музейном острове могло бы появиться еще четыре монументальных музея – Германский музей, Музей египетского и переднеазиатского искусства, Музей XIX века и Музей мировой войны. Последний должен был расположиться вдоль Купферграбена, а первые три – на северном берегу Шпрее, напротив Музея кайзера Фридриха. Автором проектов был крупный немецкий архитектор первой половины XX века Вильгельм Крайс. Самым крупным из них мог бы стать второй из приведенного выше перечня, который после корректировки проекта стали называть Египетским музеем. Его планировавшаяся выставочная площадь составляла 75 тысяч кв. м.

     Не осталась без внимания фашистских правителей и южная часть острова Шпрееинзель. Архитектором молодежного крыла нацисткой партии Гитлерюгенд Ханнсом Дустманном была предложена идея создания здесь нового Этнографического музея, который бы расположился между Фридрихштрассе и линией городской железной дороги. Кроме того власти Третьего рейха надумали застроить участок между Ораниебургерштрассе, площадью Монбижуплац и Фридрихштрассе. Для этого понадобилось бы перенести дворец Монбижу, ранее принадлежавший правившей в Пруссии династии Гогенцоллернов. Однако всем этим грандиозным планам помешала Вторая мировая война, развязанная самими же нацистами. В ходе ее был разрушен и названный дворец, который ныне не существует – его так и не восстановили…

     Война не пощадила и уже существовавшие пять музеев Музейного острова: масштаб разрушений составил более 70 %. Впоследствии был утвержден план их поэтапного восстановления, который начал реализовываться с 1950 года. Однако вне плана почему-то остался Новый музей (к тому же самый пострадавший из всех). Его руины прозвали «позорным пятном», но нехватка площадей не давала их снести. Работы стартовали только лишь в 1987 году и выдались дорогостоящими. Полностью привести в порядок Музейный остров планировалось уже через два года, однако работы в этом направлении даже не начались – не хватило средств. Крупномасштабные мероприятия по реставрации музейной сокровищницы Берлина стартовали в конце 90-х годов, то есть уже после объединения Германии. Фонд прусского культурного наследия, будучи одним из крупнейших учреждений культуры мирового масштаба, одобрил мастер-план Музейного острова и официально утвердил его. В его рамках была предусмотрена санация и объединение имеющихся зданий единый архитектурно-музейный ансамбль, а также реорганизацию коллекций, до 1989 года бывших разделенными.

     Музейный остров сейчас
     Северную оконечность Музейного острова пересекает мост Монбижу, соединяющий остров с обоими берегами Шпрее. Оба моста закрыты для движения общественного транспорта и образуют вход в Музей Боде, здание треугольной формы в стиле необарокко, огромный купол которого возвышается над северной частью Шпрееинзель.

     С южной стороны Музея Боде остров пересекает линия берлинской городской электрички, которая отделяет здание Музея Боде от примыкающего к нему Пергамского музея. Это самое позднее музейное здание в комплексе на Музейном острове является самым посещаемым берлинским музеем, пользующимся мировой известностью благодаря таким монументальным античным экспонатам, как давший название музею Пергамский алтарь. Вход в музей представляет собой площадь, ограниченную с трёх сторон корпусами музейного здания, на которую можно попасть с улицы Ам-Купферграбен по пешеходному мосту.

     С юго-запада к Пергамскому музею примыкает Новый музей, который после Второй мировой войны длительное время пребывал в руинах и в настоящее время восстанавливается, а с юго-востока с Пергамским музеем соседствует Старая национальная галерея, представляющая собой по стилю античный храм с высокой лестницей при входе. Над входом в галерею возвышается конная статуя Фридриха Вильгельма IV, руке которого принадлежат первые эскизы здания. У входа в Национальную галерею разбита лужайка, оформленная скульптурами из фонда музея. С юга и востока у Шпрее лужайка ограничена колоннадами вдорическом стиле. В летнее время здесь проводятся кинопоказы и концерты под открытым небом.
С южной стороны Нового музея и Национальной галереи остров пересекает улица Бодештрассе, открытая для проезда транспорта через западный рукав Шпрее. Примыкающий к ней мост Фридрихсбрюкке через восточный рукав Шпрее закрыт для механических транспортных средств. Далее к югу от этой улицы в западной части острова находится Старый музей и Люстгартен, а в восточной части — Берлинский кафедральный собор. Проходящая между ними узкая улочка Ам-Люстгартен соединяет Боденштрассе с важнейшей транспортной магистралью Унтер-ден-Линден — Дворцовая площадь — Карл-Либкнехт-Штрассе, которая ограничивает достаточно тихий в транспортном отношении Музейный остров с юга.
Севернее Берлинского собора напротив Старой национальной галереи летними вечерами любители орнитологии могут наблюдать удивительное зрелище — отправляющихся на ночёвку в каштановый лесок десятки тысяч скворцов.

     Музеи
     Пять музеев на Музейном острове входят в музейное объединение Государственные музеи Берлина, которое в свою очередь является учреждением Фонда прусского культурного наследия. Музейный остров в одном ряду с Культурным форумом в берлинском Тиргартене, комплексом замка Шарлоттенбург и музеями в Берлин-Далем образует один из наиболее известных музейных центров Берлина. 

      Старый музей (1830 год) был построен по приказу Фридриха Вильгельма третьего, знаменитого покровителя искусств. Музей находится на основном этаже, тут выставлена часть Античной коллекции: оружие, скульптуры, золотые и серебряные украшения из собрания древнегреческого искусства, в период с кикладской до древнеримской эпох.

     Новый музей был открыт в 1859 году. Этот музей больше всех пострадал во время Второй мировой войны и долго находился в руинах. Окончание реставрационных работ планируют к 2015 году. В это здание перейдет Собрание папирусов и экспозиция Египетского музея. Частично там выставят экспонаты Музея первобытной и ранней истории ранних эпох.

     В 2006 году открылся полностью отреставрированный музей Боде. Именно тут экспонируются реликвии из Музея византийского искусства 13-19 веков, немецкие и итальянские скульптуры времен раннего Средневековья до 18 века.

     А Монетный кабинет удивит коллекцией монет, охватывающей период с 7 века до нашей эры до медалей и монет 20 века. Одновременно с этим музеем восстановили мост Монбижу, разрушенный во время войны. У него есть еще одно имя: мост в прошлое – по нему можно попасть на остров музеев.

     Пергамский музей уникален уже тем, что его экспонаты старше его самого на несколько столетий. Сначала здание строилось для Пергамского алтаря. Сегодня в нем располагаются Античное собрание, Музей исламского искусства и Переднеазиатский музей. Здесь можно увидеть ворота Милетского рынка, Ворота Иштар и фрагмент вавилонской процесионной дороги, фризу из Мшаты.

     Произведения живописи и скульптуры 19 века (от Каспара Давида Фридриха и французских импрессионистов до фресок назарийцев, которые творили в Риме) вы увидите в Старой национальной галерее. Она расположена в восточной части Берлинского острова музеев, похожа на древнеримский храм. Здесь хранится самая большая коллекция работ Адольфа фон Менцеля, известного берлинского художника.

     Приятного отдыха! 



Категория: Германия | (19.06.2016) Просмотров: 609 | Рейтинг: 5.0/1

Читайте также:

Тайский Парк в Берлине


Лозанна


Башня Гёте в Карловых Варах


Преимущество горящих путёвок


Исторический тур для гурманов в Бордо


Альберт Кан –  сад необыкновенной красоты


Гранитная чаша в парке Люстгартен


Лучшие ночные клубы Парижа



Рекомендуют читатели: Cамые большие страны по территории в мире
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Код *:

Хостинг от uCoz